Китайские аналоги автомобилей ведущих брендов
Китайские инженеры и дизайнеры активно используют наработки европейских и североамериканских коллег в своем творчестве. Подобные инциденты приводят к грандиозным скандалам, затяжным судебным разбирательствам и многомиллионным убыткам. Однако китайские аналоги были, есть и, очевидно, будут появляться на рынках различных стран. При этом известны прецеденты, когда добросовестных правообладателей даже заставляли выплачивать нарушителям компенсацию.
Юридические тонкости
Разбирательства по поводу нарушения авторских прав могут длиться годами и считаются одними из самых сложных. Проблема заключается в том, что довольно сложно дать точное определение такому понятию как уникальность объекта (дизайна) и, как следствие, доказать, что спорный автомобиль является клоном другого. Соответственно, пострадавшей стороне не так часто удается добиться справедливости.
В мировой судебной практике особенно много дел о защите авторских прав, ответчиками в которых выступают именно китайские производители. Претензии предъявляют и автоконцернам из КНР. Пострадавшие от вольного обращения с авторским правом требуют остановить производство и продажу клонов своей продукции. Но далеко не всегда суд защищает правообладателей.
В нашей стране, а также в Европе и США существует механизм защиты авторских прав на визуальные решения. По сути, это мораторий на копирование произведения без разрешения автора. Его продолжительность в разных странах отличается. Максимальный срок – 25 лет. В Китае таких ограничений нет. К тому же для доказательства идентичности объектов необходимо провести экспертизу. Проблема заключается в том, что даже незначительные отличия – это веский повод для отказа в признании обоснованности претензий.
В результате корпорации, чьи права действительно были нарушены, могут годами судиться, тратиться на адвокатов и экспертизу и проиграть. В то же время китайцы вправе продолжить выпуск копий и, соответственно, получать прибыль от результатов интеллектуального труда других.
И даже выигрыш в суде не является гарантией того, что пострадавший получит компенсацию, соответствующую ущербу, и тираж аналога прекратится. На территории Китая конвейер продолжит работать на вполне законных основаниях, а выпущенная им продукция будет реализована на китайском рынке. Или же китайцы просто немного модернизируют скопированный ими автомобиль и продолжают поставки, но уже «рестайлинговой» версии, ведь на нее судебный запрет не распространяется.
Судебная практика
В качестве примера можно рассмотреть претензии Daewoo, который является частью холдинга GM, к Chery. Речь идет о моделях Matiz и QQ, которые внешне были очень похожи. В иске правообладатель требовал запретить дальнейший выпуск копии и выплатить ему компенсацию, как пострадавшей стороне. Однако экспертиза показала, что габариты и колесная база QQ чуть больше, чем у Matiz. Из-за этого адвокаты американской корпорации проиграли.
С другой стороны, Fiat сумел доказать, что китайский автомобиль Great Wall Peri – подделка его Panda. Согласно решению суда на продажу авто в Италии наложено вето, и нарушитель выплатил штраф. Но в Китае суд решил, что модели все-таки отличаются. И в этой стране судебные издержки пришлось оплачивать уже итальянскому концерну.
Показательна тяжба между Daimler AG и Shuanghuan Auto. Спор вышел из-за моделей Smart ForTwo и Noble из Германии и КНР соответственно. Немцы потребовали снять копию с проходящей тогда выставки и запретить экспорт авто. Суд они выиграли. Но китайцы сменили импортера, после чего им удалось доказать уникальность своей продукции. Затем Daimler AG получил претензию с требованием компенсировать многомиллионные убытки, обусловленные запретом на экспорт Noble по решению первого суда.
Изящное решение сложной задачи
Но некоторые автопроизводители для защиты своих авторских прав в КНР решили сыграть на опережение. Они сами стали выпускать свои самые известные машины на заводах этой страны. Автомобили, естественно, адаптировали под местные особенности. Так Шкода предлагает Kamiq и Kodiaq GT. Последнее авто по параллельному импорту поставляют и в российские дилерские центры.
Аналогичным образом поступает Хонда. Она сотрудничает с Dongfeng и GAC. На конвейерах первого бренда собирают Honda CR-V, а мощности второго используют для выпуска Honda Breeze. Эти варианты также экспортируются в нашу страну.
Автомобили Фольксваген выпускают сразу на 2-х заводах КНР: SAIC Volkswagen и FAW-Volkswagen. Среди продукции марки, выпускаемой на этих конвейерах, и Volkswagen Tayron. Это реплика Тигуана. Специально для Поднебесной вместе с FAW была создана марка Jetta. За дизайн и техническую разработку новых поколений автотранспортных средств, выпускаемых на совместных предприятиях, полностью отвечают немецкие специалисты. Бизнес КНР предоставляет только производственные мощности.
Аналогичный подход реализован автоконцерном SWM. Штаб-квартира бренда, а также его основные производственные линии находятся в Чунцине, но фактически родиной предприятия является Милан. Там же сейчас находится дизайн-студия корпорации. Именно в Италии команда дизайнеров создавала облик SWM G01, SWM G01F и SWM G05 Pro. Модификации, предназначенные для реализации в нашей стране, собирают на заводе Автотор в Калининграде.
Такие схемы позволяют не только сократить производственные издержки, но и защитить новые поколения авто от несанкционированного копирования на территории КНР. К тому же местные заводы получают доступ к технологиям.
Rolls-Royce Phantom и Geely GE
Последнее поколение Geely GE имеет оригинальный дизайн. Облик этого роскошного китайского автомобиля создан при участии специалистов Вольво. Однако дебютная трехместная версия Geely GE, премьера которой состоялась в 2010 году, явно имеет общие черты со знаменитым Rolls-Royce Phantom.
У авто очень похожи оптика и решетка радиатора. На капот GE даже установили фирменную фигурку так, как это сделано на Phantom. А ведь известно, что богиня победы Ника («Дух экстаза») — талисман Rolls-Royce. Но есть и отличия. Двери реплики открываются по классической схеме, тогда как у английской легенды — против хода движения. У первого есть версия с гибридной силовой установкой, а у второго — только с бензиновой.
Toyota Land Cruiser Prado и Derways Shuttle
Toyota Land Cruiser Prado – один из самых известных во всем мире рамных полноприводных внедорожников. Несложно догадаться о причинах, побудивших собственников автоконцерна Dadi в 2005 году скопировать столь востребованное авто. Сборку организовали на конвейере Derways (Россия, г. Черкесск).
Внешне модели действительно похожи. Однако в нашей стране версия из Карачаево-Черкесии не смогла повторить успех японской Тойоты, несмотря на значительно более доступную цену. Слишком много претензий было к качеству исполнения Shuttle:
- кузовные детали изготовлены из тонкого металлопроката;
- слабая антикоррозийная защита;
- силовая установка слабее – 2,4 л на 126 л.с. против 130-170 л.с. у оригинала;
- трансмиссия только механическая – у Prado есть АТ;
- геометрия отдельных элементов и их монтаж оставляют желать лучшего.
Mercedes-Benz G-class и BAIC BJ80
Рамный BAIC BJ80 – достойный аналог Mercedes-Benz G-class (Гелендвагена, Гелика). Чтобы немцы не смогли предъявить претензии, экстерьер авто скопировали лишь частично. Решетку радиатора позаимствовали у Jeep. Но все-таки кузова BAIC и Мерседеса действительно очень похожи.
Отечественный рынок предлагает новое, второе, поколение BJ80. Оно пошло в серию в 2020 году. В базовой комплектации цена на авто начинается с 3,55 млн рублей. Люксовый кроссовер получил 8АТ и 250-сильный 2-литровый турбомотор. Полноприводной (Part-time 4WD) BJ80 оснащен полным пакетом современных ассистентов помощи водителю, включая круиз-контроль, и имеет клиренс 210 мм. В салоне работают цифровая приборная панель и тачскрин мультимедийной системы.
BAIC предлагает и весьма интересные модификации BJ80. В разное время автотранспорт оснащали дизельным мотором Cummins и силовыми установками от инженеров Ниссан. Помимо классической для внедорожника колесной формулы 4х4 есть версии с 6х6. Салон рассчитан на 5 или 7 пассажиров. BJ80, предназначенный для военных целей, выпускается в кузовах фаэтон, хардтоп и пикап. Из него делают и бронемашину со стальной и кевларовой обшивкой.
Range Rover Evoque и Landwind X7
Еще одна популярная модель, пострадавшая от действий промышленников из КНР, – Range Rover Evoque. Его дублер – Landwind X7 – на местном рынке продавался в 3 раза дешевле, чем оригинал. Естественно, спрос на Рендж Ровер обвалился, хотя оригинальное авто и превосходило реплику по качеству и уровню безопасности. Англичане подали в суд и выиграли. Производителя X7 обязали компенсировать убытки Range Rover.
BMW X5 и Shuanghuan SCEO
Рамный внедорожник SCEO от Shuanghuan Auto появился 20 лет назад. Внешне он идентичен BMW X5, который дебютировал на 5 лет раньше. У немецкого кроссовера несущим является кузов, но SCEO однозначно проигрывает по другим параметрам. Так качество отделки салона производства Shuanghuan оставляет желать лучшего. В интерьере использован дешевый пластик. Акустическая система, как и шумоизоляция, слабые.
При этом Shuanghuan Auto умудрились выйти на рынок Европы и потеснить БМВ своим SCEO. Немецкому автоконцерну пришлось подавать в суд на недобросовестных конкурентов. Тяжба закончилась победой BMW и запретом Shuanghuan на реализацию SCEO в Германии. На другие регионы вето не распространялось, поэтому этот вариант внедорожника предлагали не только в Европе, но и у нас.
Rolls-Royce Cullinan и Hongqi E-HS9
Hongqi («Красное знамя») E-HS9 производит сильное впечатление. Завод, который начинал с выпуска грузовиков ЗИС, сегодня специализируется на производстве автотранспорта для правительственных нужд.
При проектировании E-HS9 автор его дизайна Джайлс Тейлор вдохновлялся образом Rolls-Royce Cullinan. Возможно, причина кроется в том, что ранее конструктор был шеф-дизайнером английского автоконцерна. Говорить о полном копировании, конечно, нельзя. Английская версия несколько крупнее по всем измерениям. Но и E-HS9 не маленький: его длина— 5209 мм, ширина — 2010 мм, высота — 1731 мм.
В топовой версии E-HS9 оснащают парой электромоторов. Один (мощностью 218 л.с.) стоит спереди, а второй (на 333 л.с.) — сзади. Емкость аккумуляторной батареи — 92,4 кВт·ч. На одном заряде внедорожник способен пройти 500-600 км, а до 100 км/ч он разгоняется за 4 с. При этом в салоне работает 6 экранов:
- приборная панель;
- 2 консоли для управления опциями и климатической установкой;
- 3 тачскрина мультимедиа — 1 для переднего и 2 для пассажиров заднего ряда.
Porsche Macan и Zotye SR9
В 2016-2019 гг. в КНР можно было купить даже местную реплику Porsche Macan. Название модификации переводится как «тигр». На Zotye SR9, реплике Macan, стояли мотор мощностью 190 л.с. и механическая или роботизированная трансмиссия. Технически Зоти уступал Порше. Но внешнее сходство было настолько сильно, что дилеры предлагали дополнительную опцию: замену родных элементов брендирования кроссовера из КНР на немецкие.
Macan стоил на порядок дороже, но и технические характеристики у оригинала были более серьезными. Они позволяли разгоняться до 229-266 км/ч. Например, существовали версии с би-турбомоторами 340 л.с. (3 л) и 400 л.с. (3,6 л). «Тигр» собирался и с дизельной установкой мощностью 258 л.с. объемом 3 л.
Volkswagen Touareg и Zotye T600
Zotye T600 — бюджетная версия Volkswagen Touareg второго поколения. Чтобы отличить одно транспортное средство от другого, дизайнеры из КНР на своей версии изменили форму фар и перевернули трапециевидный воздухозаборник.
Для дебюта T600 в 2013 г. создатели выбрали вариант, окрашенный в тот же цвет, что используют для Touareg. Реплику собирали на заводе в Минске. Помимо классического кузова внедорожник получил версии Sport и Coupe. О качестве T600 можно судить по тому факту, что по итогам краш-тестов С-NCAP он получил 4 (из 6 возможных).
Volkswagen Tiguan и Zotye Damai X7
Еще один дублер продукции немецкого VW — Zotye Damai X7. Копирование Tiguan выполнено достаточно точно. Но базу Damai X7 несколько удлинили, а дизайн кузова частично доработали. Правда, изменения коснулись лишь решетки радиатора. Она похожа на ту, которую ставят на VW Cross Cupe GTE. Damai X7 создан для покупателей из КНР.
Основная цель запуска серии реплик на заводах Zotye — оттянуть часть поклонников популярных автоконцернов на продукцию из Поднебесной. И некоторые успехи в этом направлении у Зоти все-таки есть.